Опыт монтажа и пусконаладки мини-ТЭЦ

Монтажные работы требуют достаточно высокого уровня квалификации персонала. Можно отметить несколько факторов, влияющих на качество монтажных работ.

  1. Как правило, в России требования к монтажу в основном соответствуют требованиям технических инструкций фирм-изготовителей оборудования. Ряд их положений носит специфический характер, и при монтаже их необходимо неукоснительно соблюдать. Самая главная задача для монтажной организации – вовремя получить эти технические инструкции (предпочтительно – на русском языке). Такая документация редко передается специализированным организациям до начала монтажа. Техническое сопровождение фирм-производителей оставляет желать лучшего. Например, при монтаже оборудования энергоцентра «Три Кита» часть возникающих вопросов просто передавалась в Австрию, и ответ приходилось ждать достаточно долго. На другом объекте в Москве технические инструкции были предъявлены представителями фирмы уже после окончания монтажа.

  2. С момента начала проектирования до поставки оборудования проходит достаточно много времени, а исходные данные выдаются еще раньше, что приводит к несоответствию оборудования проектным решениям. Например, на одной мини-ТЭЦ поставленные газогенераторные машины оказались на 200 мм длиннее, чем было заявлено в исходных данных, и пришлось приложить немало усилий для ее расположения на выполненный меньший фундамент. В другом случае абсорбционная холодильная машина оказалась на 4 т тяжелее заявленных исходных данных, что также потребовало срочных корректив проект производственных работ. В третьем случае поставленный фирмой участок газохода от машины к теплообменнику из-за изменения конфигурации выходного патрубка пришлось полностью переделывать.

  3. Контракты на закупку машин обычно оформляют менеджеры, не имеющие глубоких знаний в технологии строительно-монтажных работ, и многие элементы поставки, предлагаемые фирмами, остаются без внимания покупателя. Например, погрузка и выгрузка агрегированных десятитонных машин по технической инструкции завода-изготовителя производится специальной оснасткой, которую никто не покупает. В ее отсутствие при выгрузке машин на одном из объектов пришлось не только изготавливать подобную оснастку практически по фотографическим изображениям, но и демонтировать часть навесного оборудования газогенераторных модулей. А это – время и дополнительные затраты. Никто не покупает также предлагаемые фирмами ролики для накатки машин в проектное положение. Приходится разрабатывать накаточные пути, применять лебедки.

  4. На всех без исключения объектах при приемке фундаментов под машины нам приходилось требовать новой шлифовки опорной плоскости. Дело в том, что машины на фундаментах не закрепляются ни анкерами, ни направляющим или ограничителями, а держаться только за счет своего веса. Поэтому требования к допускам по отметкам чистоты поверхности являются довольно жесткими. Своевременные указания и выдача требований к фундаменту из технических инструкций изготовителей могут минимизировать последующие затраты строительной организации.

  5. Пусконаладочные работы зачастую ограничиваются имеющейся на данный момент электрической нагрузкой. При новом строительстве ввод мини-ТЭЦ, как правило, опережает готовность потребителей электроэнергии. И если для ввода пиковых котлов подача тепла на отопление неотделанных помещений не составляет проблемы, то электрическую энергию подавать без наличия потребителей некуда. Хотя, например, при пуске контейнерной мини-ТЭЦ в г. Сочи была применена система балластной нагрузки.

  6. Большие проблемы при наладке систем управления машинами возникают в случае выдачи ТУ для работы параллельно с сетью, в то время как фактически ей приходится функционировать в автономном режиме. Практически весь алгоритм управления, заложенный фирмой при изготовлении оборудования, приходится перестраивать «на ходу».

  7. Нельзя не отметить, к сожалению, и отрицательный опыт пуско-наладочных работ по вводу в эксплуатацию российской машины. В этом случае на всех режимах эмиссия превышала нормативные значения в несколько раз. Неоднократные визиты заводских специалистов и их попытки настроить работу двигателя результатов не дали. Машину пришлось демонтировать и вернуть на завод. Это пример простой и быстрой на первый взгляд переделки дизельного двигателя для работы на газовом топливе, но он подтверждает, что не зря ведущие производители газогенераторов изначально разрабатывали двигатели на газе или проводили достаточно серьезные исследования при переводе «дизелей» на газовое топливо.

  8. Первые машины в ТК «Три Кита», а также в Ярославле, Сочи и Каменск-Шахтинском мы сдавали еще газовой инспекции Энергонадзора. В условиях отсутствия нормативных документов именно по газовым двигателям пришлось разрабатывать и согласовывать соответствующие методики, отчеты и акты.